Мастерская художественного литья и скульптуры
автор Александра Фомина, фото автораИскусство бронзового художественного литья берет своё начало в глубокой древности.
Имеются сведения, что примерно за 92 века до нашей эры первобытные люди уже использовали медь, найденную в самородном виде.
Но для того чтобы получать отливки, человек должен был научиться плавить металл. На это ему потребовалось ещё 47 веков...
Наивысших результатов в искусстве бронзового литья достигли мастера древней Эллады и Этрурии.
Древнее бронзовое литьё
Расцвет Эллады и Этрурии приходится на период поздней бронзы.
Греческие литые произведения искусства на протяжении веков считаются недосягаемыми образцами совершенства и примером для подражания.
Скульптура в жизни эллинов занимала особое место. Бронзовые и мраморные статуи были неотъемлемой частью не только храмов, площадей, улиц городов, но также садов и домов богатых граждан Эллады.
Огромный вклад в развитие художественного литья внесла и Этрурия. В искусстве обработки металлов её мастера не имели себе равных в центральном Средиземноморье. Металлические изделия были основным товаром их экспорта. Сохранилось много произведений литейного искусства, о которых они по праву говорили: «Полные радости, взирайте на наши деяния…».
Музеи Италии и других близлежащих стран до сих пор пополняются чудесами литейного искусства великих мастеров древности. В конце двадцатого века во время одной из раскопок была обнаружена литая, абсолютно целая бронзовая колесница – творение рук этрусских мастеров.
Современное искусство художественного литья
Произведения искусства становятся наиболее востребованными после кардинальных потрясений в государстве и обществе.
Когда перестают греметь пушки, люди начинают прислушиваться к голосам муз. Это в настоящее время мы и наблюдаем в нашей стране. Именно сейчас древнее, но всегда такое молодое искусство художественного литья снова выходит на улицы и площади городов России.
Это искусство приходит в сады и дома тех, кто хочет всегда быть рядом с Прекрасным: будь то оригинальная скульптура в саду, декоративные вазоны для растений или же частная коллекция бронзовой скульптуры в доме.
Однако чтобы скульптура состоялась окончательно и заняла свое место в парке, саду или в доме, она должна быть переведена из мягкого материала (глины или пластилина) через переходный материал (гипс) в материал твердый – металл, мрамор, гранит.
Для скульптора, вылепившего работу в мягком материале, но не имеющего возможности перевести её в твердый материал, это означает: у его произведения нет будущего…
Только профессиональный перевод скульптуры в твердый материал дает ей путевку в жизнь. И только высокоточное художественное литьё может сделать это с наименьшими потерями для оригинала!
Художественная бронза тольяттинских мастеров
В городе Тольятти есть частная Мастерская художественного литья и скульптуры.
Её мастера не только владеют всеми способами древнего искусства литья, но разработали свои новые, совершенно уникальные методы. Это позволяет им отливать работы любой степени сложности и любых размеров, с уникально тонкими стенками литья - от 1,5 мм (для сравнения: толщина стенок литья в мастерской знаменитого московского литейщика прошлого века В.В. Лукьянова - от 2,5 мм).
Мастерская функционирует в Тольятти с 1982 г. За это время переведено в металл большое количество скульптур для города, области и других регионов России.
Уникальные методы литья, разработанные в нашей Мастерской, не применяются ни на одном российском заводе. Эти разработки позволяют отливать скульптуру в разы дешевле и быстрее.
Все с кульптуры, отлитые в мастерской, настолько идентичны оригиналу, что автору уже нет необходимости прорабатывать после отливки свою работу.
Это достижение наших мастеров стало возможно благодаря опыту, наработанному годами - особым способам формовки и авторскому тонкостенному методу литья (от 1,5 мм), разработанным в Мастерской.
Перевод скульптуры в твердый материал требует знания различных техник работы с металлом. Все они с успехом применяются в нашей Мастерской.
Например, при создании 6-метрового памятника погибшим в Великой Отечественной войне (автор Головнин А.С.) для совхоза «Самарский» были применены техники выколотки в алюминии и литьё в алюминии особо сложных частей скульптуры.
Памятник воинам-афганцам «Прощание» в селе Кошки Самарской области (автор Фомин В.А.) выполнен в технике выколотки в меди.
Галерея портретных барельефов героям Великой Отечественной войны в г. Сергиевск выполнена в технике гальванопластики.
Применение столь широкого диапазона техник работы с металлом позволяет переводить в твердый материал как станковую, так и монументальную скульптуру различной степени сложности и любых размеров.
Образцы работ нашей Мастерской
Памятник Пушкину у Драматического театра в Самаре (проект Федорова И.Б., скульптор и литейщик Фомин В.А) – яркий пример работы тольяттинской Мастерской художественного литья.
История создания этого памятника удивительна и трагична.
Ни один из заводов огромного промышленного города не смог отлить эту работу. На одном из предприятий её полностью загубили, что трагически сказалось на судьбе автора проекта.
Только благодаря скульптору-литейщику нашей мастерской, виртуозно владеющему всеми тонкостями литья, загубленный памятник Пушкину был воссоздан заново и отлит достойно. И вот уже более 20 лет этот памятник встречает самарцев, пришедших в театр или же просто отдыхающих в театральном сквере.
Работы последних лет, выполненные Мастерской скульптуры и художественного литья, – памятники в Тольятти:
- «Жертвам сталинских репрессий» (проект Бурмистенко, скульптор Пронюшкин, см. титульное фото);
- первому директору АВТОВАЗа Полякову (авторы Головнины, см. фото слева);
- памятники Семизорову, Комзину (автор Василик);
- восстановленный после варварской кражи и вандализма памятник Карлу Марксу.
К тысячелетию г. Казани (Татарстан) нашей Мастерской отлита в бронзе скульптура трём святым - Гурию, Варсонофию и Герману (авторы Куклевы). Выполнение этой работы относится к литью высшей категории сложности.
Общая высота памятника - 5 м, высота фигур святых – 2,8 м. Толщина стенок литья – 3-5 мм.
Особо сложные элементы – ажур верха, ажур иконы, весьма сложный рисунок одежд святых потребовали применения многолетнего опыта и всего арсенала знаний литейного дела. Благодаря искусству наших мастеров, отливка работы получилась с первого раза - чистая, заданной толщины.
Нашими мастерами была отлита всего за 15 дней не менее сложная скульптурная работа - женская фигура с чайками (авторы Куклевы) для саммита ЕС-Россия, проходившего в санатории «Волжский Утес» Самарской области в 2007 г.
Именно новые методы литья позволили снизить время изготовления и себестоимость этой скульптуры до рекордно низких величин.
Работа над новой скульптурой всегда связана с новой интересной историей. Например, отливка скульптуры тольяттинской собаки, о которой узнала вся страна благодаря первому каналу российского телевидения.
«Памятник псу Верному» имеет необычную историю.
В каждом городе счастливые молодожены после регистрации брака возлагают цветы к памятным местам города. Обычно это памятники воинам, поэтам, заслуженным деятелям города и т.п.
Но г. Тольятти стал исключением из общепринятых правил. А наша мастерская (вместе с Олегом Клюевым, скульптором из Ульяновска) оказалась причастной к этому исключению благодаря псу Верному, ставшему легендой не только в нашем городе.
Эта овчарка потеряла в автокатастрофе хозяина. После этого много лет в любую погоду собака сидела на обочине Южного шоссе (соединяющего Центральный и Автозаводский районы Тольятти) и ждала своего хозяина. У проезжающих мимо овчарки людей сжимались сердца при виде этой великой верности животного человеку.
Собаке приносили еду, пытались увести домой. Но она осталась жить на обочине, ожидая хозяина.
И когда собаки не стало, горожане решили поставить памятник такой удивительной преданности.
Скульптору О. Клюеву был сделан заказ - вылепить скульптуру овчарки. А наша Мастерская отлила её в бронзе. Так появилась эта необычная бронзовая скульптура собаки.
Псу Верному, как символу настоящей Верности, молодожены возлагают цветы. Тем самым они дают негласное обещание хранить верность так, как это преданное животное сохранило верность другу до конца своих дней.
В дни бракосочетаний памятник псу Верному утопает в цветах. Это вызывает светлые улыбки у проезжающих мимо людей.
Вот такой урок настоящей Верности и Преданности собака преподала человеку, за что горожане возвели её на Пьедестал.
Наши мастера
Основатель Мастерской художественного литья и скульптуры, искусный скульптор и литейщик В.А. Фомин отдал своему делу более 30 лет жизни.
Виктор Алексеевич создаёт авторские работы и посвящает в это мастерство молодёжь, изучающую искусство освоения и совершенствования художественного литья. Ведь каждый Мастер мечтает передать Дело всей своей жизни в молодые, талантливые руки!
В.А. Фомин подготовил мастеров по всем специальностям уникального литейного искусства, поэтому наша Мастерская выполняет заказы любой степени сложности.
Молодой скульптор-литейщик Дмитрий Власов смело взялся за освоение древнего, но всегда такого молодого искусства литья. И сложное ремесло покорилось молодому мастеру.
Дмитрий создает прекрасные творческие работы, которые побывали на городских выставках, на зональной выставке в Нижнем Новгороде, на всероссийских выставках в Москве. Некоторые работы молодого мастера закуплены картинной галереей г.Тольятти (см. слева скульптуру «Ожидание») и приобретены частными коллекционерами.
Молодой скульптор Анастасия Власова сейчас работает над серией интересных работ на тему материнства.
А это некоторые из её прежних работ: «Встреча в саду» (литьё, бронза), в центре приз под названием «Сто пудов» (вручался мэром города победителям конкурса эстрадной песни), и скульптура «Медведь», которая пользуется неизменным спросом у членов партии «Единая Россия».
Этапы большого пути
Высочайший профессионализм скульптора-литейщика В.А. Фомина характеризует интересный случай, произошедший ещё в советские времена.
…Есть в краеведческом музее г. Тольятти серия бюстов, отлитая Мастером в период становления нашей Мастерской на тольяттинской земле (1982-1983гг.).
В те далёкие годы совершенно неожиданным было появление у нас высокого респектабельного итальянца с переводчицей. Итальянец, едва войдя в калитку Мастерской, начал что-то громко говорить с характерным южным темпераментом, эмоционально жестикулируя. Мы стояли в полном недоумении (Это сейчас все просто. Но тогда было советское время, и появление иностранного гостя в сопровождении переводчицы в провинциальной художественной Мастерской было весьма неординарным событием).
Наконец итальянец замолчал. Слушая переводчицу, мы, наконец-то, начали понимать, - в чем дело.
Оказывается, будучи в тольяттинском краеведческом музее, итальянец увидел отлитые в бронзе бюсты. Как истинный потомок древних этрусских литейщиков, итальянец был поражён отменным качеством отлитых бюстов с тонкими стенками литья в 2,5 мм (сейчас в нашей Мастерской достигнута толщина литья от 1,5 мм).
Гость захотел увидеть мастерскую, откуда выходит такое литьё, и познакомиться с Мастером, отлившим эти бюсты.
Далее без улыбки вспоминать невозможно!
Наша Мастерская, после переезда в Тольятти, была ещё в стадии становления. Под литейку был временно приспособлен старенький, покосившийся от времени сарайчик с большими дырами в крыше.
Когда итальянец увидел эту нашу «литейку», он потерял дар речи (в полном смысле этих слов)!
Мы, с трудом сдерживая смех, наблюдали за реакцией нежданного гостя. Итальянец же, широко раскрыв глаза, смотрел - то на сарайчик, то на Мастера - и молчал…
Потом он заговорил. После его длительного и очень эмоционального монолога, переводчица сказала нам всего одну фразу: «Он утверждает, что этого не может быть!».
Мастер спросил: знает ли гость историю о русском Левше, блоху подковавшем? Оказалось, что он знает эту историю; вспомнив её, итальянец кое-что начал понимать...
Но потом, за столом он постоянно повторял один и тот же вопрос: «Как же можно в далеком провинциальном городе и в совершенно немыслимых условиях создавать такие высочайшие образцы литейного искусства?».
Это не понятно им, цивилизованным европейцам. А для многих русских мастеров это была (да порой и сейчас остается) обыкновенная будничная работа, привычные рабочие условия.
В истории нашей Мастерской это один из далеких эпизодов, который мы вспоминаем всегда с иронично-доброй улыбкой...
…Новое время ставит перед Мастерской художественного литья и скульптуры
новые задачи.
Бурное развитие ландшафтного искусства вызывает огромный спрос на новую садово-парковую скульптуру. И это направление нашей Мастерской успешно развивается.
Радует то, что все фирмы, кафе, магазины и даже заводы начинают озеленять и обустраивать свои территории. Заказываются и устанавливаются декоративные вазоны, скульптура (в том числе и бронзовая).
Когда проходящий мимо человек видит высокохудожественное скульптурное произведение или нарядный декоративный вазон с распустившимися в нём цветами, - окружающий мир приобретает красоту и рождает радостное восприятие. Человек ощущает причастность к миру искусства и близость к природе, становясь красивее душой, добрее, цивилизованнее.
Такое уж назначение у цветов и настоящего литейного искусства – позитивно воздействовать на подсознание человека!
Скульптуре, выполненной в благородном металле - бронзе - принадлежит в литье приоритетная роль. Эту миссию художественная бронза пронесла через века. И будет нести её, доколе будет живо человечество!
Александра Фомина, ландшафтный дизайнер (г. Тольятти)
«Мастерская художественного литья и скульптуры».
Скульптура: садово-парковая, монументальная, станковая.
Проекты, создание, перевод в материал методами:
литья в бронзе, алюминии; ковки в меди, алюминии.
Толщина стенок литья от 1,5 мм.
Любая степень сложности.
Виктор Алексеевич Фомин
Тел.: 8 927 211 3756 ; (8482) 31- 90 -60
E-mail:9-49@mail.ru
Всё о ландшафтном дизайнена сайте Gardenia.ru
|
Еженедельный Дайджест Сайта Gardenia.ru
Каждую неделю, на протяжении многих лет, только для Вас,
прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде,
а так же другая полезная информация.
Подпишитесь и получайте!
#(совершенно бесплатно)